Расположение оборудования в помещениях СЭУ.

Главные двигатели и турбозубчатые агрегаты размещают, как правило, в трюме. Их фундаменты должны иметь жесткую связь с основным набором корпуса.

На одновальных судах главный двигатель или главный турбозубчатый агрегат располагают, как правило, в диаметральной плос­кости, а при двухвальных установках или при двух двигателях, рабо­тающих на общий вал, главные двигатели устанавливают симметрич­но относительно диаметральной плоскости. При эшелонной схеме расположения СЭУ главный двигатель правого борта располагается в носовом отсеке, а двигатель левого борта — в кормовом, что по­зволяет сохранить принятый порядок нумерации агрегатов и меха­низмов.

Главные парогенераторы могут размещаться как в трюме, так и на его платформе в зависимости от общей схемы компоновки поме­щений СЭУ. Установка паровых котлов на платформе характерна для крупнотоннажных судов при кормовом расположении СЭУ. Основное энергетическое оборудование необходимо располагать рав­номерно по обеим сторонам диаметральной плоскости в целях со­хранения равновесия моментов масс.


Общая компоновка оборудования СЭУ может быть одноярусной и многоярусной, что зависит от высоты помещений. При много­ярусном расположении основное оборудование размещается не толь­ко в трюме, но и на платформах и промежуточных палубах.

Оборудование, обслуживающее ту или иную систему, стремятся устанавливать в одном месте отдельными агрегатами. Особое вни­мание уделяется размещению судовых насосов различных систем для обес­печения необходимых условий всасывания при всех возможных усло­виях эксплуатации судна.

Помещения СЭУ, ограниченные водонепроницаемыми перебор­ками, оборудуются двумя выходами на главную палубу (на разные борта), а также аварийным выходом на открытую палубу. Кон­струкция палуб должна обеспечивать возможность выгрузки любого главного или вспомогательного механизма из машинного отделе­ния. Для этого, судостроение должно предусматривать, если нельзя сделать необходимые вырезы в палубах, в них в районе шахты предусматриваются съемные участки.

Запасы топлива размещаются в бортовых и днищевых, а также в высоких поперечных цистернах (диптанках). Хранить тяжелые сор­та топлива с положительной температурой застывания в днищевых цистернах не рекомендуется. Цистерны запаса топлива должны быть отделены коффердамами от жилых, служебных и рефрижераторных помещений. Коффердамами разделяют также цистерны масла и топлива от цистерн пресной воды. Цистерны запаса масла, как правило, располагают вне двойного дна и отделяют их от наруж­ной обшивки. В отдельных случаях их выполняют вкладными для обеспечения возможности спуска отстоя. Пример размещения главного двигателя в МО — на рис. 1.

Требования Регистра СССР. Основным требованием, обеспечи­вающим безопасность обслуживания установки, является ограниче­ние расстояния между механизмами и оборудованием в главных

Рис. 1. Размещение главного двигателя в МО.

проходах: по ширине не менее 600 и по высоте не менее 2000 мм. Устанавливается также ширина пространства перед электрощитами 800 (при длине щита менее 3 м) и 1000 мм (при длине щита 3 м).

Проходы за щитами по ширине должны быть соответственно 600 и 800 мм. Пространство за щитами должно быть огорожено и снабжено дверьми. При длине щитов более 3 м выходы из про­странства за щитами должны быть расположены на противополож­ных концах. Прокладка трубопроводов над, и за щитами не до­пускается.

Для паровых котлов расстояние от обшивки (поверхности изо­ляции) до стенок цистерн топлива и масла должно составлять не менее 600 мм. При размещении котлов на промежуточных палу-

бах или платформе пространство под ними ограждается коминг­сом высотой не менее 200 мм. Крепление к фундаменту и штормо­вые крепления должны обеспечивать возможность тепловых расши­рений. Размещение запасов топлива под паровыми котлами запре­щается. Высота от второго дна до обшивки котла должна быть не менее 750 мм.

Топливные и масляные цистерны, как правило, не следует раз­мещать над трапами, главными механизмами, паровыми котлами, газоотводными трубами и дымоходами, над электрическим обору­дованием и постами управления главными механизмами.

Каждая СЭУ должна быть оборудована различными постами управления. Местные посты управления размещают в непосред­ственной близости от механизмов и другого оборудования с учетом удобства их использования. В зависимости от типа установки и сте­пени ее автоматизации в составе СЭУ могут быть помимо местных дистанционные посты, а также центральный пост управления (ЦПУ). ЦПУ, как правило, располагается в отдельном шумоизолированном помещении вблизи главного двигателя и по возможности должен обеспечивать его обзор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *