Проблемы и перспективы развития рынка тракторной техники

Куда в данный момент движутся отечественные производители и в полной ли мере отвечает требованиям потребителя выпускаемая техника?

Отечественный производитель, для того чтобы продолжать работать и развиваться, должен выпускать технику, отвечающую не только российским, но и мировым стандартам. Для этого он должен инвестировать деньги в техническое развитие своего производства с целью поднятия качества выпускаемой продукции, с одной стороны, а с другой — снижения ее себестоимости. К сожалению, большинство машиностроительных предприятий (а наш завод не является в этом ряду исключением) либо вовсе не имеют средств для технического развития, либо имеют их немного. Мы стараемся расходовать средства очень дозированно и в нужном направлении. Вначале мы осваивали новые технологии в окраске, затем создавали новые сборочно-сварочные технологии. Последний год мы занимались повышением качества продукции.

Заводам необходимо поддерживать технический уровень и качество выпускаемой продукции — это одно направление. Второе направление — нужно совершенствовать само изделие, чем мы и занимались все эти годы. Имеется в виду, что те компоненты конструкции, которые устарели и не отвечают требованиям сегодняшнего времени (например, гидравлика), должны быть заменены на более совершенные. В тракторной технике гидравлика — один из главных компонентов, который определяет как ее надежность, так и производительность. В России и странах СНГ техническое перевооружение заводов, выпускающих эту продукцию, не осуществлялось, и уже не осталось предприятий, которые бы изготавливали ее качественно. Мы закупаем практически все элементы гидравлики за рубежом. Это и гидроцилиндры (Прибалтика), собственно гидронасосы и гидрораспределители (Германия). Тем самым мы обеспечиваем надежность наших машин.

Конструкционно надо делать все, чтобы техника не отставала от импортных аналогов. Если по надежности, качеству изготовления узлов и деталей, сборке, производительности российская техника будет соответствовать своим зарубежным аналогам, то я смело могу сказать, что конкурентная борьба будет выиграна. Это единственный путь, который позволяет удержать позиции на рынке. Наши изделия пока остаются дешевле импортных. У нас дешевле энергетические составляющие, дешевле труд (а это тоже один из параметров, который является нашим козырем). Но этот параметр постоянно сокращается. Если заводы не займутся техническим перевооружением, то потеряют это преимущество в цене, а значит, проиграют на рынке.

Насколько важно для заводов техническое перевооружение?

Для того чтобы технически перевооружить производство, нужно, в первую очередь, иметь продукцию, под которую проводить перевооружение. Чтобы заменить парк оборудования, надо знать, какая продукция будет выпускаться. Нет смысла вести переоснащение завода под старую технику. Нужно сначала разработать новую машину, и уже под нее вести техническое перевооружение. После того как на нашем заводе закончена разработка новой машины серии К-744Р, проведено ее испытание, стало ясно, что она соответствует тем параметрам, которые нам нужны, — вот тогда мы стали заниматься техническим перевооружением именно под эту машину. ПТЗ — единственное предпри- ятие в стране, которое, невзирая на сложную ситуацию, связанную с рынком продаж техники, постоянно занималось модернизацией и обновлением модельного ряда. Наш новый модельный ряд — это машины уже другого поколения, и создание новых перспективных моделей — одно из направлений, над которым постоянно работают на заводе. Кредо завода — постоянно работать над обновлением модельного ряда, над улучшением качества и надежности машины и при этом не увеличивать цену на нее. В течение 2002 г. завод ни разу не поднимал цены на свою продукцию.

Каковы тенденции на вторичном рынке тракторной техники?

Рынок вторичной техники существует, и это объективно. Развивается он совершенно самостоятельно. Любая мощная техника, будь то с.-х. трактор или дорожностроительная машина, эксплуатируется более чем интенсивно. Задача завода — не столько конкурировать со вторичным рынком техники, сколько выпускать новую продукцию, которая могла бы реально давать гораздо лучшие результаты. Новый трактор должен не ломаться, а продуктивно работать. У хорошего фермера за три года работы он себя окупит, и тогда хозяин может продать его тому, кто не в состоянии купить себе новый. Тот будет эксплуатировать его еще три года. Так и рождается рынок вторичных машин. То же самое происходит и в других странах. Для того чтобы окупиться, техника должна постоянно работать, и 2,5—3 тыс. моточасов в год для нее — не предел, а показатель, близкий к норме. У “Кировца” нормы наработки спокойно перекрываются в 1,5—2 раза. У нас есть данные по тракторам, отработавшим и по 20, и по 25 лет, и они продолжают успешно работать.

Хуже, когда технику, уже бывшую в употреблении, выдают за новую. Наш завод уже неоднократно выступал с заявлениями, что тракторы “Кировец” серии К-700 и К-701 с 1 февраля 2002 г. сняты с производства как не соответствующие стандартам РФ по безопасности. Лицензия и техническая документация на их изготовление никому не передавались. Однако до сих пор в различных изданиях предлагают к продаже новые К-700 и К-701. Очевидно, что это уже бывшая в употреблении, восстановленная и продаваемая по поддельным документам (включая поддельную печать ПТЗ) техника и собрана она из деталей сомнительного качества! Только наш завод имеет необходимую оснастку и технологические возможности для производства коробок передач, мостов и других узлов для “Кировцев”! Поэтому хотелось бы предостеречь потенциальных покупателей от подобных покупок, а в случае их планирования — проверять подлинность документов, обращаясь непосредственно на завод.

Какую новую продукцию начало выпускать ваше предприятие и что кроме с.-х. тракторов вы производите?

В 2002 г. Петербургский тракторный закончил подготовку и испытание участков серийного производства плугов и борон. Таким образом, к с.-х. тракторам мы выпускаем и навесное оборудование. Важно, что все эти мероприятия завод проводил, не повышая цен на продукцию. Более того, в конце года мы освоили выпуск с.-х. трактора “Кировец” К-744Р мощностью 250 л. с., который на 400 тыс. руб. дешевле тех, с которыми завод начал год.

Кировский завод, имея в своем составе тракторное производство, выпускал до конца 80-х гг. в основном с.-х. модели. Но так как очень многие фирмы переделывали “Кировцы” в погрузчики, бульдозеры, транспортные машины, и те были востребованы на рынке, мы начали заниматься созданием на базе нашего трактора целого ряда дорожно-строительных машин. Их первые образцы появились в 1990 г.! Фронтальный шеститонный погрузчик ПК-6, два наименования бульдозеров, универсальная дорожная машина УДМ, виброкаток и ряд специальной техники. Были даже экскаваторы, скреперы, автокраны. За гамму машин (включающую более 12 единиц), которая была разработана в течение 5 лет, группе конструкторов и руководителей производства присуждена Государственная премия.

Однако на рынке из всего этого комплекса востребованы не все модели. Тяжелый виброкаток покупают, но в очень малых количествах, так как он используется на крупных стройках (создание гидросооружений, плотин, подготовка поверхности для аэродромных полос или других специальных объектов), где требуется глубокая укатка грунта. Бульдозеры, погрузчики, универсальные дорожные машины, снегоочистители гораздо чаще используются при дорожном строительстве. За последний год выпуск дорожно-строительной техники увеличился на 58 %.

Завод производит и технику для лесного комплекса, но в очень ограниченных количествах. Это связано с тем, что лесная отрасль переориентировалась на другие виды технологий и не занимается серьезными инвестициями, хотя в Сибирский регион мы поставляем 5—6 единиц этой техники в год.

Как складываются взаимоотношения завода с дилерами? Существуют ли лизинговые схемы продаж?

Мы стараемся привлечь к работе все структуры, которые могли бы стать нашими дилерами в регионах. В течение последнего года Петербургский тракторный активно работал над созданием дилерской сети, так как продажи машин нашего класса должны идти покупателю на местах напрямую. Наша сеть насчитывает более 10 дилерских фирм в различных регионах России и будет расширяться. Присутствие дилера в регионе предполагает не только продажу новой техники, но и наличие у него мощностей для проведения гарантийно-технического обслуживания, а также склада запчастей, что требует вложения на первоначальном этапе как минимум 1 млн руб. В конце 2002 г. завод открыл свое представительство в Казахстане.

Сегодня, пожалуй, ни одно предприятие не имеет возможности заниматься продажей своей продукции в лизинг за счет собственных ресурсов. Поэтому для поставки техники сельскому хозяйству создана специальная структура — “Росагролизинг”, которому переданы государственные ресурсы. По линии дорожно-строительной техники также существуют лизинговые схемы, но широкого распространения они не получили.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *