Как развивать интеллектуальную собственность в организации.

Инновационная деятельность в Российских компаниях составляет 7 % от ВВП, тогда как в развитых странах, Германия, Франция, Япония и т.д. она достигает 80 %. Это значит, что можно получать хороший доход не только от нефти, но и продавая знания, то есть интеллектуальную собственность. В нашей статье под интеллектуальной собственностью будем понимать широкий охват данного понятия, и ноу хау, и патенты, и товарные знаки, фирменные наименования и т.д. Чтобы понять какую же выгоду приносить интеллектуальная собственность, необходимо привести некоторые примеры: компания Кока Кола по своей капитализации намного уступает нашим нефтяным компаниям, но рыночная цена компании за счет бренда, товарного знака, положительного имиджа намного выше наших компаний, капитализация которых состоит из реальных нефтяных вышек и месторождений полезных ископаемых.

На днях мы прошло обращение президента федеральному собранию. Сто минут, прерываемые аплодисментами, через три минуты. Заявления в сторону инновационного развития прозвучали в виде того, что нужно довести до завершающего момента трех-четырех месячные инновационные проекты, хотя только на инициацию инновационного проекта уходят месяцы, ну и ладно, тогда как же нам без посторонней помощи сохранять, преумножать и развивать интеллектуальную собственность наших компаний?

Инновационные компании используют в своей работе только проектное управление, где все этапы деятельности детально формализованы. Проектное управление позволяет допускать меньше ошибок при осуществлении проектов, а значит намного эффективнее традиционного управления. Во время работы компании над проектами создается интеллектуальная собственность, которая выражена не только готовыми техническими заданиями, но также в компании у сотрудников остается опыт работы, черновики, лабораторные образцы технологий, которые в дальнейшем могут быть использованы в других разработках. Для сохранения интеллектуальной собственности еще не придумано достаточно эффективных методик, в идеале такая методика выглядит следующим образом – заходит сотрудник в компанию, одевает шлем, начинает работать, а все его мысли попадают в базу данных и определенным образом квалифицируются, и если ему нужно обратиться к базе данных, она тут же выдает ему необходимые материалы для работы. Сталкивались с таким явлением, когда через несколько месяцев начинается поиск того, что делали месяц назад и достаточно уже забыли. Так вот, на примере такого фантастического рассказа и надо выстраивать аккумулирование интеллектуальной собственности компании.


Для приумножения интеллектуальной собственности компании, в самой компании необходимо создать базу данных, в которую сотрудники добавляют свой собственный опыт. Допустим, идет работа над проектом, сотрудники ведут дневники в произвольной форме, записывая те моменты, которые они считают нужным осветить. Дневники собираются в базу данных, в которой прописаны описание проекта и к этому описанию добавляются все дневники этого проекта с датами и именами кто сделал запись, а также со ссылками на интернет ресурсы или другие источники информации. При получении задания для следующего проекта, сотрудник знакомится с базой данных, которая, по его мнению, может помощь ему в проведении работ по новому проекту. Он знакомится с предыдущими опытами работ, поднимает уже накопленную информацию по данному вопросу, если необходимо, он может провести беседу с теми людьми, которые раньше сталкивались с данным вопросом, и на основе полученной информации начинать работу над новым проектом, также ведя дневник и сохраняя необходимые записи и делая новые пометки, за счет чего база данных начинает расти.

Многие сразу скажут, что наших сотрудников не заставишь писать дневники, делать записи, заносить данные в базу данных. Конечно, я с ними спорить не буду, но структура инновационного подразделения, существенно отличается от структуры обычного бизнес подразделения. В инновационном подразделении отношения строятся на взаимоуважении, сотрудники все партнеры, начальник старший партнер, достигается такие моменты мотивированием персонала. В инновационных подразделениях сотрудники в основном участвуют в акционерном капитале проекта, они на прямую заинтересованы в успешном завершении проекта. Для достижения такого этапа развития, нам для начало надо пройти период индустриализации, и перейти на постиндустриальный этап развития. Современный бизнес уже столкнулся с явлением инновационного развития, и пока бизнес приносит доходы переход к инновационному бизнесу происходить не будет, но с ужесточением конкурентной борьбы, внедрением инноваций у конкурентов, придется или начинать заниматься инновациями или уходить с рынка. Пока инновационное развитие у нас идет как дань моде, что будет дальше покажет время, а на последок сообщу, что скоро в Москве пройдет выставка инновационного развития, можно поприсутствовать, узнать о проблемах в развитии инноваций, а также завести необходимые контакты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *