Бензин может подорожать: сюрпризы Налогового кодекса

Кабинет Министров Украины предлагает увеличить ставки акцизного сбора на
моторные бензины с нынешнего уровня в 132 евро до 182 евро за тонну.
Соответствующая норма предусмотрена в новом проекте Налогового кодекса законопроект
N7101-1 от 21 сентября 2010 года. По мнению экспертов, рост акцизов
повлечет за собой подорожание бензина на автозаправках в среднем на 38-40 коп.
за литр, а также увеличению объемов реализации низкокачественного бензина.

История вопроса

О необходимости увеличения акцизов на нефтепродукты в правительстве
заговорили еще в апреле этого года, при подготовке госбюджета. Тогда в Кабмине
объясняли непопулярную меру необходимостью наполнения казны, которая нуждается
в дополнительных поступлениях для обеспечения приведения в надлежащее состояние
автодорог, в рамках подготовки к Евро-2012.

С той же целью предлагалось ввести так называемый «налог на
роскошь», в том числе на дорогие автомобили. Впрочем позже, в процессе
работы над проектом Налогового кодекса, эта норма была исключена. Министр
экономики Украины Василий Цушко
заявлял: «Мы увеличим акцизы на бензин — на топливо. И пойдет это на
дороги. Иначе мы дороги не отремонтируем. Платить должны те, кто ездит и
заправляется бензином и соляркой — они же бьют их (дороги — ред.)».

Уже тогда, оценивая планы правительства повысить акциз на бензин, экс-глава
Госкомпредпринимательства Александра Кужель заявила, что это — «просто
катастрофа».

Вместе с тем, в правительстве началась подготовка законопроекта, которым
изначально, в процессе обсуждения в профильных комитетах Верховной Рады,
предлагалось увеличить акцизный сбор на моторные бензины с действующих на тот
момент 110 евро — до 170 и 190 евро за тонну, в зависимости от содержания серы
в топливе.

Предполагалось, что в случае принятия законопроекта парламентом повышение
будет проходить поэтапно: на 30 евро за тонну — до 1 ноября 2010 года, и еще на
30 евро за тонну — с 1 ноября. При этом представители рынка ожидали увеличения
средней стоимости литра бензина на автозаправках на 60 коп.

В то же время Минтопэнерго подготовило свои рекомендации об увеличении
ставок акцизного сбора на моторные бензины. Речь шла об умеренном повышении
акцизов — до 130 евро за тонну, что повлекло бы за собой подорожание бензина на
автозаправках в среднем на 30-35 копеек.

И.о. директора департамента газовой, нефтяной и нефтеперерабатывающей
промышленности Минтопэнерго Константин Бородин заявил, что информация о
повышении акцизов до 170 евро за тонну является попыткой операторов раскачать
рынок, которые таким образом подготавливают общественное мнение к возможному
повышению цен.

В мае депутаты поддержали инициативу правительства относительно повышения
акцизов. Как и предлагало Минтопэнерго, налог был увеличен до 132 евро за тонну
(Закон «О
внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» N2275-VI от
20.05 2010).

По мнению директора консалтинговой группы А-95 Сергея Куюна, решение ВР
снизить размер повышения акциза было взвешенным, поскольку резкий рост цен
следствие увеличения налоговой нагрузки ударил бы по потребителям, а
впоследствии и по участникам рынка нефтепродуктов в виде снижения объемов
продаж, что обернулось бы для бюджета снижением налоговых поступлений.

Кроме того, принятие Закона совпало с удешевление нефти на мировых рынках,
поэтому автомобилисты практически не ощутили роста цен на автозаправках. Более
того, в июне-июле на украинских автозаправках наблюдалось значительное снижение
цен на бензин, вызванное обвалом мировых цен на нефть в мае.

Налоговый кодекс-2: акциз возвращается

В среду, 22 сентября, на сайте Верховной Рады появился новый вариант
Налогового кодекса Украины (Законопроект N7101-1 от 21 сентября 2010 года),
который содержал «сюрприз» как для нефтетрейдеров, так и для
автомобилистов. Кабмин предложил увеличить акциз на моторные бензины на 38% по
сравнению с нынешним уровнем — до 182 евро за тонну.

Среди прочего, правительство также предлагает повысить акцизы на такие
нефтепродукты, как: авиационный бензин, топливо для реактивных двигателей, а
также дизтопливо. Кроме того, вводится налогообложение сжиженного газа,
используемого в качестве топлива.

В Кабмине отмечают, что увеличение акцизов вызвано необходимостью
компенсации потерь бюджета вследствие отмены транспортного сбора (что
предусмотрено проектом Налогового кодекса), а также для увеличения
финансирования строительства дорог.

В случае принятия законопроекта Верховной Радой, новые акцизы вступят в силу
с 1 января 2011 года.

Цена акциза для украинцев

Ранее эксперты и операторы рынка не единожды заявляли о необходимости отмены
транспортного сбора с последующим его включением в стоимость топлива по
принципу: «Больше платит тот, кто больше ездит». Однако в
правительстве по-своему интерпретировали эту норму.

По подсчетам операторов рынка, нынешнее 38-процентное увеличение акциза на
топливо приведет к подорожанию бензина на автозаправках в среднем на 38-40 коп.
на литре. В то же время, для обеспечения аналогичных сегодняшним поступлениям в
бюджет от транспортного сбора, стоимость топлива достаточно увеличить на 12
коп. на литр.

«Несмотря на то, что в правительстве заявляют, что цены (на бензин, —
ред.) повысится не должны, необходимо понимать, что любое усиление
налоговой нагрузки на бизнес в конечном счете отразится на потребителе, так как
налоги входят в себестоимость товара, — поясняет С.Куюн. — По всем расчетам,
даже если транспортный сбор инсталлировали в акциз на топливо, это —
завуалирование повышение транспортного сбора, потому что таким образом
автомобилисты заплатят в 4-5 раза больше, чем они платят сегодня».

Кроме того, отмечают эксперты, в случае принятия проекта в Украине
увеличатся объемы реализации «фальсификата», а также снизятся
поступления в бюджет от импорта нефтепродуктов.

«На сегодня в Украине цена на бензин безусловно высокая, если учитывать
качество реализуемых нефтепродуктов. Это связано с тем, что порядка четверти
рынка работает «в тени», в обход уплаты налогов, и торгует
«сомнительным» продуктом. Однако по-прежнему ценовую политику на
рынке формируют трейдеры, работающие по правилам. Таким образом, при повышении
налога так называемые «бодяжники» поднимут цену вслед за
«официалами», а значит недобросовестные участники рынка получат еще
дополнительный 40 коп. на литре. Это приведет к тому, что в условиях отсутствия
контроля качества топлива увеличится реализация «фальсификата», —
предостерегает С.Куюн.

Вместе с тем, существует вероятность, что в окончательном варианте
Налогового кодекса норма об увеличении акциза на топливо будет пересмотрена в
сторону уменьшения.

По словам генерального директора Всеукраинской ассоциации автомобильных
импортеров и дилеров (ВААИД) Олега Назаренко, ассоциация через профильные
комитеты будет добиваться внесения поправок в законопроект, а именно,
отстаивать удорожание акциза лишь на 20 евро — до 152 евро за тонну.


!? Остались вопросы? Задайте их в комментариях, постараемся на них ответить.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *