Проектирование расположения СЭУ

В процессе разработки расположения СЭУ последовательно определяют:

— район расположения СЭУ (по длине судна);

— положение движителей по отношению к корпусу судна;

— расположение главных двигателей и осевых линий валопроводов;

— необходимые длины отсеков для размещения СЭУ;

— судовые котлы, их расположение

— положение основных каналов для подвода воздуха и проклад­ки газоотводных трубопроводов;

— положение полов, основных площадок обслуживания и выхо­дов из помещений СЭУ.

Задача проектирования расположения СЭУ заключается в опре­делении оптимального размещения комплектующего оборудования в ограниченном пространстве с соблюдением определенных требо­ваний. Такие задачи решаются методом последовательных при­ближений с применением моделирования.

При проектировании СЭУ широко используется плоскостное масштабное моделирование (чертежный метод). Этот метод при­меняется на начальных стадиях проектирования, когда требуется определить размещение основного оборудования с проработкой одновременно нескольких вариантов, а также при проектировании СЭУ небольшой мощности, когда основное оборудование располага­ется на одном уровне при умеренной насыщенности помещений.

Метод плоскостного моделирования достаточно прост и нагля­ден. При плоскостном моделировании используются масштабы 1:10, 1:25, 1:50. Разработанные таким способом варианты распо­ложения оборудования выполняют на чертежах в нескольких про­екциях.

Другим методом является объемное моделирование (макетиро­вание). Этот метод обеспечивает наилучшую отработку располо­жения СЭУ и очень высокую наглядность.

При макетировании, когда уже на начальных стадиях макеты отдельных единиц оборудования изготовляются из различных син­тетических материалов (пенопласт, плексиглас и др.) и компонуют­ся в отсеках <ЗУ, в отдельных случаях можно отказаться от пред­варительной разработки чертежей. При этом макеты сохраняются на весь период разработки проекта. Макеты расположения СЭУ передаются заводам-строителям для использования в качестве наглядных образцов в процессе судостроения головных и серийных судов. Дальнейшим развитием способов компоновки СЭУ является блочно-модульный метод. При этом методе все оборудование СЭУ разбивается на функциональные блоки — агрегаты. Для каждого блока разрабатывается своя рабочая документация. Использование типовых компоновочных решений, унифицирован­ных блоков (агрегатов) и зональных блоков (модулей) составляет важное направление в развитии проектирования СЭУ и их стандар­тизации. Зональный блок включает в себя все или отдельный участок помещения ЭУ со всеми агрегатами, оборудованием и магистраля­ми, находящимися в его границах. Примеры расположения оборудо­вания СЭУ приведены на рис. 58. Одним из важных этапов проектирования СЭУ является опреде­ление ее массы и положения центра масс. Для определения водо­измещения судна и координат его центра масс составляется на­грузка. Одним из элементов общей нагрузки является масса ма­шинной установки. Определение координат центра масс. Массу установки и положе­ние центра ее масс определяют при составлении нагрузки по разделу «Машинная установка». Этот расчет выполняется на осно­вании действующих нормативов в табличной форме (табл. 18) и яв­ляется одним из основных документов, составляемых в процессе проектирования судна. В таблицу заносят в определенной последо­вательности массы всех элементов установки с координатами, определяющими Определение массы и координат центра масс машинной установки Шифр Разделы, группы, подгруппы и статьи нагрузки Масса М, т Координаты центров масс, м Моменты масс, т • м Приме­чание + Х + Y Z + мх ±М„ М, М X Y Z 2.M, 2М, 3Мг их положение на судне. Отсчет координат ведется по трем осям; — вдоль судна (ось X): от миделя в нос (+*), в корму (— *); — по ширине судна (ось Y) от диаметральной плоскости: на правый борт ( + (/); на левый борт (—у); — по высоте (ось z) от основной линии. Координаты центра масс находят через суммарные моменты: Х=2МХ/М; Y=2My/M; Z=2M,/M. Основные статьи нагрузки по разделу «Машинная установка» включают: — главную машинную установку, включая агрегаты и судовые вспомога­тельные механизмы, оборудование помещения и запасные части главной машинной установки; — трубопроводы главной машинной установки; — «независимые» вспомогательные установки: вспомогательные котельные, опреснительные и другие теплообменные установки; — трубопроводы «независимых» установок; — валопроводы и движители; — системы теплоконтроля, автоматического регулирования, уп­равления и защиты машинной установки. Источники электроэнергии вместе с первичными двигателями, их трубопроводами, оборудованием электротехнического отсека, рас­пределительными устройствами и кабелями относятся к разделу «Электрооборудование». На основании результатов расчетов нагрузки по всем разделам определяют водоизмещение судна и координаты центра масс.

!? Задать вопрос или дополнить статью "Проектирование расположения СЭУ" можно через форму комментариев.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Pin It on Pinterest