Выбор редуктора в условиях финансового кризиса

Глобальный финансовый кризис не оставил нетронутым ни одного элемента промышленной базы. Платежеспособный спрос стремительно падает. Теперь предприниматели-промышленники по-настоящему ощутили, что значит считать каждую копейку. Придется засучить рукава и провести несколько тяжелых раундов в борьбе с расходной базой своего родного предприятия. Сегодня клиенты не готовы платить столько же, сколько платили вчера, поэтому необходимо предоставить им возможность тратить меньше, и при этом самим остаться в рамках финансовой рентабельности. Производству нельзя останавливаться, без добавочного продукта нет развития мировой экономики – поэтому мы просто обязаны сделать привычный для нас продукт более дешевым, но не менее качественным. Вы спросите как? Давайте рассмотрим это на примере редукторов общепромышленного назначения.

Привод – это достаточно дорогостоящий элемент любого оборудования, в котором он применяется, а посему требует к себе внимания не только в плане точного технического расчета, но и экономического обоснования использования той или иной модели. Наша с вами цель – добиться снижения себестоимости готового изделия, а именно оборудования с приводным механизмом. Очевидно, что достичь этого можно за счет: а) снижения цены комплектующих деталей; б) оптимизации весогабаритных характеристик оборудования, что позволит сэкономить на логистических расходах для клиента; в) использования узлов, не требующих дорогостоящего обслуживания, либо частой замены. Чтобы разобраться, как реализовать вышеперечисленные три пункта, для начала проведем краткий исторический экскурс в развитие редукторостроения в нашей стране. По стечению обстоятельств Россия выбрала свой путь движения данной отрасли. По всей видимости, начало этого процесса следует искать, где-то в 60-70-х годах XX века. В те времена, специалисты отечественных КБ, имея мощную ресурсную базу, трудились над разработкой приводных механизмов, для быстрорастущей промышленности Советского Союза, заботясь в большей степени о выходных параметрах приводов, нежели об оптимизации их стоимости. В то же время в экономически развитых странах научные изыскания были направлены, в том числе на снижение себестоимости продукта.

Отставание от научно-технического уровня развитых стран стало очевидно уже в начале 90-х годов, когда с переходом к рыночным отношениям у российского потребителя появился собственный, не навязанный государством выбор. Гигантизм советских разработчиков привел к тому, что современный зарубежный привод не только выглядит более изящно, обладает высокими качественными и техническими характеристиками, но и нередко имеет более низкую стоимость, чем российский аналог. Вы скажете, что вопрос сопоставимости цен спорный? Да, действительно в начале и середине 90-х годов уровень глобализации торговых отношений между промышленниками России и остального мира не был еще так развит как сейчас, поэтому масштабных поставок не осуществлялось, а соответственно и цена на редукторы западного производителя была значительно выше, чем на отечественный аналог. Сегодня же ситуация выглядит совершенно иначе: высочайший технологический уровень мировых заводов-изготовителей, всеобщая информационная доступность, конъюнктура международных деловых отношений, современные скоростные логистические схемы – все это делает передовую редукторную технику более доступной.

Давайте разберем преимущества использования импортных редукторов для достижения поставленной в начале статьи цели. Популярными типами редукторов общепромышленного назначения являются червячные и соосно-цилиндрические редукторы. Развитые предприятия уже давно используют концепцию мотор-редуктора, которая еще до сих пор только осваивается российскими заводами. Мотор-редуктор представляет собой единый узловой блок, собранный с помощью фланцевого соединения. Преимуществами такой модульной системы являются: компактность, более высокий КПД привода, простота обслуживания (некоторые типы редукторов не требует замены масла), высокая герметичность, легкий вес агрегата, широкая вариативность способов присоединения. Используя мотор-редуктор, мы наверняка достигнем требуемых условий пунктов «б» и «в» нашей задачи. Для примера возьмем широко применяемые в России редукторы типа 2Ч и сравним их с аналогами – червячными редукторами с фланцевым соединением, выполненными по стандарту ISO. Мы специально не будем вдаваться в марку производителя, т.к. большинство из импортных редукторов имеют близкие друг с другом характеристики. В частности сравнительная таблица для 63-го габарита с передаточным отношением 40/1 и асинхронным электродвигателем 1500 оборотов в минуту, мощностью 0,75 кВт будет выглядеть так:

Параметр редуктора:

Редуктор 2Ч-63-40

Импортный аналог

Вес, кг

12,6

6,5

Габариты корпуса, мм

220х145х225

146х103х174

Крутящий момент, Н*м

120

137

Таким образом, мы видим, что в данной постановке импортный червячный редуктор позволяет выполнить условие «б» нашей задачи, а зная, что импортный аналог не требует замены масла и имеет более высокие характеристики герметичности, мы записываем в его актив и условие «в». Осталось сравнить цены данных редукторов. Среднерыночная цена редуктора 2Ч-63 у заводов-изготовителей в 2008 году составляла около 11 тыс. рублей, импортного редуктора около 8,5 тыс. рублей. Условие «а» импортным аналогом выполнено. Вы можете возразить, что у вас есть поставщик, который продает редукторы 2Ч-63 по значительно более низкой цене и уверяет, что работает он напрямую с заводом. Как правило, на деле эти редукторы являются либо списанным неликвидом какого-то предприятия, что в принципе само по себе и не опасно, но не годится для потокового производства, т.к. количество их у поставщика ограниченно. Либо это восстановленные «умелым» мастером редукторы, что может быть губительно для вашей репутации и финансового благополучия, если ваше оборудование вдруг сломается по причине скоропостижного износа привода.

Такой простой сравнительный анализ вы можете провести самостоятельно по каждому типу редукторов, если обзаведетесь каталогами заводов-изготовителей и ценами нескольких поставщиков. В нашем примере, вывод очевиден, но, к сожалению, многие инженеры-конструкторы малых и средних предприятий привыкли работать по старинке и не закладывают современные приводы в свои проектные разработки. Не стоит рассматривать данную статью, как призыв использовать только импортные приводы. Напротив, она демонстрирую возможность выбора, к которой не все относятся с должным вниманием. Надеюсь, что этот материал разовьет интерес к изучению современных достижений в области привода, как одного из элементов оптимизации стоимости оборудования.


!? Остались вопросы? Задайте их в комментариях, постараемся на них ответить.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *