Приобретения готового бизнеса — Факторы риска

Существующий действующий бизнес, выставленный на продажу, условно можно разделить на 4 категории по идентичности свойственных им характеристик:

  1. Мелкий бизнес (стоимость до 1 млн.$)
  2. Средний бизнес (стоимость до 10 млн.$)
  3. Крупный бизнес (стоимость свыше 10 млн.$)
  4. Услуги (сервис)
Приобретения готового бизнеса - Факторы риска
Приобретения готового бизнеса — Факторы риска

Факторы уязвимости (риска) влияющие на Бизнес при смене Владельца

  • ТОР менеджмент
  • персонал
  • наличие собственности
  • финансы
  • клиенты
  • спад в отрасли

Таким образом приобретая:

  1. Мелкий Бизнес (самый уязвимый по всем факторам), внимательно оцените свои возможности, наличие дополнительных финансов или доступ к финансовым ресурсам, персонал, клиентов, рынок сбыта и конкуренцию.
  2. Средний Бизнес – наиболее выгоден для покупки, обычно имеет отлаженную систему
  3. Крупный Бизнес – для выгодной сделки необходимо понять ситуацию в отрасли, и покупать на спаде в данной отрасли, но не в самом бизнесе. Наименее уязвим по остальным факторам.
  4.  Услуги (сервис) – практически покупаете персонал и созданный поток клиентов, особое внимание обращать на договора аренды (более 70 % сферы услуг работают на арендованной площади и часто оборудовании), практически не требует дополнительных крупных вложений.

Продажа готового бизнеса становится все более распространенным явлением в России. Продают как крупные компании, владеющие заводами, так и малые предприятия вроде кафе или магазина. Но покупка бизнеса, даже отлаженного , может иметь свои «подводные камни». Кому-то удается решить проблему смены владельца, а кому-то приходится перепродавать свое приобретение.

Смена владельца-основателя компании – это риск потери не только ценных кадров, но и связей. Другой вопрос, насколько велик этот риск.

Все ли решают кадры?

Чем крупнее компания, тем сильнее в ней формализовано управление и тем меньше на ее бизнес влияет личность владельца. Эффективный маркетинг и отработанная система сбыта продукции, снижают зависимость бизнеса от отдельных личностей компании.

Бизнес не пострадает, если он технологичен, опирается на четко заданные стандарты работы, а клиентов больше интересуют торговая марка и качество товаров и услуг, нежели кадровый состав компании.

Практически нет таких примеров, когда бы уход из компании нескольких менеджеров (неважно, из-за смены владельца или по какой-то другой причине) губил действующий крупный бизнес. Максимум, что может угрожать компании в подобной ситуации, – стагнация продаж из-за возможной неразберихи в процессе передачи дел. Бизнес может это пережить, если у компании устойчивые позиции на рынке. А стабильность коллектива легко сохранить, если не подвергать резкому пересмотру должностные обязанности и размеры зарплаты.

Наибольшее влияние на бизнес оказывает смена Кадров, когда статус фирмы зависит от конкретных сотрудников, работающих с ее клиентами. Это характерно в первую очередь для малого бизнеса и сферы услуг.

Связи:

Помимо системы управления основатель компании и его команда создают еще и систему деловых и административных связей, благодаря которой и развивается бизнес. В принципе эти связи можно передать новому собственнику вместе с материальными активами.

Покупатель готового бизнеса чаще всего ставит условие, чтобы на время подготовки сделки его представитель поработал в компании, например, в качестве заместителя гендиректора – это позволяет ему ознакомиться с состоянием дел в компании, лучше узнать партнеров.

Иногда после заключения сделки покупателю и продавцу приходится еще долго общаться, когда бизнес сильно завит от связей его прежнего владельца, для того чтобы этого избежать, оформляя сделку, нужно заранее четко прописать, что нужно сделать в рамках передачи дел: познакомиться с чиновниками, поставщиками компании, представить им нового владельца и т.д.

Понятно, что каждая компания – это «штучный товар», и степень ее зависимости от влияния и связей владельца в каждом случае разная. В сфере услуг, особенно финансовых, репутация компании напрямую зависит от репутации ее собственника и менеджеров, а в сфере же производства и продаж клиенты и покупатели не особо интересуются, кто именно владеет бизнесом.

Для крупного налаженного бизнеса важны в первую очередь деловые интересы. Если кому-то выгодно сотрудничать с компанией, он будет это делать независимо от того, кто ею владеет, и в этой ситуации прочность деловых связей зависит не столько от личности владельца компании, сколько от коммерческих выгод сотрудничества.

!? Задать вопрос или дополнить статью "Приобретения готового бизнеса — Факторы риска" можно через форму комментариев.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Pin It on Pinterest